English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
297186
   

Кускова Светлана Михайловна, к.ф.н. Российский Государственный Социальный Университет, г. Москва Направление 1 «Гуманитарная наука» Секция 1 Модели социогуманитарного знания «Проблема знания в философской антропологии»

 

 

Современная научная философия, важнейшим направлением которой является философская антропология, исследует сущностную структуру человека и общие законы его развития. Нелинейный характер развития связан с различием моделей знаний, формирующих личность в разных культурах. Эти модели не извлекаются из случайного исторического опыта, а выводятся aprioriиз фундаментальных свойств человеческого сознания. Согласно М. Шелеру [1, с.29], человека от животного радикально отличают духовные функции, выходящие за пределы жизненных ситуаций и ценностей.

  1. Способность субъекта в познавательной деятельности руководствоваться только объективными свойствами предмета, а не влечениями организма и психики.
  2. Возвышенная любовь к миру, свободная от потребностей.
  3. Усмотрение априорной сущности во множестве случайных явлений.

Остальные человеческие способности (технический интеллект, альтруистическое поведение) в зачаточной стадии имеются у высших животных. Развитие этих навыков не есть образование человека, а есть его подготовка к лучшему исполнению предписанной функции. Например, обучение исполнительных менеджеров и вышколенной домашней прислуги подобно дрессировке цирковых зверей, опирается на те же механизмы психики и имеет целью выработать у  человека правильную реакцию на заданные условия среды.  Поэтому навыки адаптации работника к типичным ситуациям (центральный предмет модной компетентностной теории образования) не являются вообще образовательным знанием.

Философская антропология понимает «образование» как формирование, генезис человеческого духа, процесс превращения в человека. Образование  - это не состояние сознания, а форма бытия личности. Гуманизация личности есть проявление в ней божественного замысла, возрастание свободы от жизненных обстоятельств и преобразование реальности в соответствии с идеалом добра.

Шелер считает образование не средством роста производства, а целью эволюции человечества. Каждой из трёх духовных способностей соответствует свой тип знания, характерный лишь для человека, отсутствующий даже в зачатке у животного.

 Это знание ради господства, знание ради спасения и сущностное знание.Первое – инструмент достижения практических задач, второе – средство самосовершенствования личности, а третье – не средство, но цель: бескорыстное постижение объективных структур. Это три позиции разумного существа в отношении его главной способности, три возможных пути поиска смысла человеческой жизни.

Модель знания ради господства лежит в основе социальной инженерии. Общественные институты, такие как рынок, семья, государство, понимаются не как высшие ценности, которым должен служить человек, и не как автономные сверхорганизмы, управляющие людьми, но как машины, построенные людьми ради удовлетворения человеческих потребностей. Если машина работает не так, как надо, инженер вносит в неё изменения. Этот вид гуманитарного знания преобразует социальную среду согласно требованиям разума и морали человека. Соответствующая система образования должна готовить специалистов  по гуманизации общества, улучшению отношений между людьми, модернизации государственных структур по нормам естественного права.

Знание ради спасения – условие самовозрастания духа к идеалу высшей святости. Человек преодолевает границы собственной природы, открывает новые возможности разума, новые моральные ценности, новые законы психики. Это истинное познание самого себя, в ходе которого человек сознательно творит себя по божественному плану. Носители такого знания – духовные учителя человечества, давшие примеры благой жизни и гуманизма. Результат – высшие формы самореализации личности в творческом и нравственном подвиге. Такое знание должна давать система духовного образования.

Сущностное знание – это проникновение в саму природу вещей, постижение идеальных законов и структур мироздания. Гуманитарный аспект его – поиск смысла и оправдание бытия мира и человека. Исполнение разумом своего высшего предназначения – наделение рациональным смыслом всех явлений, и, в то же время, адекватное отображение объективного рационального смысла в индивидуальном уме человека. Это специфика философского знания.

Три модели образовательного знания образуют ядро каждой великой культуры. Культуры отличаются друг от друга тем, какая форма знания в них главенствует. Современная западная культура наибольшее внимание уделяет первому типу знания и строит систему образования людей – творцов, переделывающих жизнь. Восточная традиция сосредоточена на внутреннем развитии духа и достигает удивительных результатов самообладания и нравственной высоты свободного человека. Античное общество открыло мир идеальных сущностей и сделало теорию, умственное созерцание божественным призванием человека.

Недостатки систем образования вызваны односторонним доминированием какой-либо одной модели и игнорированием другой. Реформы должны состоять в гармонизации образовательного знания, установлению равноправия трёх моделей.

Четвёртая альтернатива – «знание как компетентность» - не имеет антропологического обоснования. Она лежит в основе подготовки человека к воспроизводству прошлых форм жизни, копированию поведения предков, консервации традиционных общественных отношений. Эта модель хорошо себя проявила в эпоху родо-племенного строя, до того, как сформировалось настоящее человеческое общество. По завершении антропогенеза компетентностная модель остаётся уделом необразованных людей, чьи ценности не выходят за пределы витальных благ и влечений. Если школа практикует компетентностный подход, то лучшие её выпускники достигнут успеха в обогащении и удачном замужестве. Такая школа необходима для воспроизведения людей как стабильного элемента общества. Но обществу нужны и такие граждане, которые будут его изменять. Именно в умах и сердцах этих граждан идёт эволюция человека как вида по трём сценариям. Четвёртому не бывать. Компетентный, но необразованный человек, имея богатство, не господствует над социальной средой, а повинуется её правилам. Потребляя искусство, он не развивается, а атрофирует заложенные таланты. Сущностное знание ему не ведомо, целостного мировоззрения нет, он обходится мозаикой полезных для жизни сведений. У эволюции духа три альтернативы, четвёртая есть контрэволюция.

Анализ человека как разумного существа, не статичного, а развивающегося вместе с мирозданием, показывает направления развития трёх высших духовных способностей. Образовательное знание не бывает ценностно нейтральным. Образованный (в смысле философской антропологии) человек есть не средство для политических и экономических задач, а цель существования всех социальных систем. Подлинное образование на том или ином этапе развития общества необходимо включает определённую комбинацию трёх моделей знания.

 

Литература:

 

1. Шелер М. Избранные произведения. М. 1994.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ