English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
294852
   

Степчина Дарья, студенткa, Ильевская Светлана Александровна, кафедрa философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета «Социальный интеллект как фактор психологического развития личности студента вуза»

 

 

Интеллектуальное развитие будущих специалистов становится в настоящее время наиболее акту­альной задачей высшей школы. Это связано с тем, что, во-первых, одним из решающих факторов экономи­ческого развития сейчас оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности - соб­ственность интеллектуальная. Именно интеллект людей и их квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное твор­чество выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в разви­тии общества: чем меньше интеллектуально развитых людей, тем в большей мере будут выражены деструк­тивные тенденции в обществе. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и са­модостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей степени человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

Проблеме выяснения природы и сущности интеллекта человека уделялось достаточно большое вни­мание в философии, психологии, педагогике. Научные представления об интеллекте складывались, форми­ровались и развивались на протяжении длительного исторического периода. В свою очередь данную проблему исследовали следующие ученые: Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах, И. Кант, Г. Гегель, Ж. Пиаже, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Рубинштейн и др.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению интеллекта, данный вопрос остается полем ожесточенных дебатов, где оспариваются основные понятия, теории и способы их практического приложения.

Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает там, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Так Е.И. Ишутин и др. выявили его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах дея­тельности.

Нами предпринята попытка исследования социального интеллекта как фактора учебной образовательной деятельности студента вуза.

Предметом исследования был избран социальный интеллект и его роль в процессе формирование личности студента в условиях вуза. Задачами исследования явились:

  1. Анализ теоретико-методологических и методических исследований по проблеме социального интеллекта  личности;
  2. Изучение основных характеристик и роль социального интеллекта в процессе вузовского обучения;
    3.Осмысление особенностей процесса формирования социального интеллекта у студентов.

    Проводя исследование, мы предполагаем, что целенаправленное развитие социального интеллекта как  компонента структуры социализации личности в вузе будет способствовать повышению образовательного  уровня студента.

Для решения поставленных задач использовались: теоретический анализ научной литературы, опрос, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

В качестве испытуемых были выбраны студенты с 1 -го по 5 курс 2 медицинского факультета Донецкого Национального Медицинского Университета им М.Горького. Выборку составили 60 человек. Констатирующий эксперимент проводился по следующим методикам: методика исследования соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда и диагностика структуры интеллекта Дружинина. Было показано, что социальный интеллект проходит ряд этапов в своем формировании в процессе со­циализации личности, и в то же время выступает одним из факторов развития личности. В результате исследования была выявлена тенденция динамики развития интеллекта в целом, и в том числе социального интеллекта, в процессе вузовского обучения.

Студенты 1 курса показали следующие уровни интеллекта (по методике исследования социального интеллекта Дж Гилфорда и диагностике структуры интеллекта Дружининой):

-1 курс 35%;

По мере продолжения обучения у студентов следующих курсов была выявлена следующая динамика разви­тия  интеллекта.

  • 2   курс  48  % ;
  • 3   курс    6 3 %  ;
  • 4   курс    68  % ;
  • 5   курс    79  %.

 

В данной работе мы установили, что необходимым условием закономерного процесса социального развития личности является наличие двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.

Социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ