English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
297165
   

Юрченкова Нина Георгиевна, ведущий научный сотрудник НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск (Россия) Репрезентация архетипа героя в мифологических представлениях мордвы

 

Архетипический образ является важнейшей составляющей культурного архетипа и являет собой символическое выражение тех или иных архаических установок, определяющих мировоззрение, мироощущение и миропонимание народа. Он играет определяющую роль в формировании психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе. Поскольку культурный архетип носит коллективный характер, то архетипические образы формируют систему ценностей, действующую как стабилизатор не только межличностных отношений, но и отношений между отдельными социальными формированиями. Наиболее полно и активно архетипические образы нации воплощаются в фольклорных произведениях и мифах. Именно мифологическое сознание выявляет механизм воздействия архетипов мышления на поведенческие акты человека.

Одним из основополагающих образов в культурном архетипе, связанным с механизмом функционирования общества, является архетип героя. Герои обладают одинаково типичными чертами у совершенно разных народов и в разные времена, являясь, таким образом, носителями весьма важной архетипической информации. Каждый  такой герой есть идеальное коллективное лицо данной общности, он выражает ее стремление к совершенству и силе, к победе над злом и утверждению добра.

 Подобный  герой, являющийся носителем и исполнителем целого ряда жизненно важных символов, проникновение в смысл которых дает возможность понять смысл и закономерности человеческого бытия и всего мироздания, есть и у мордовского народа. Его воспевали в песнях, о нем слагались предания и легенды, рассказы и сказки – мордовский царь Тюштя.

В них он представлен  многофункционально: и как герой, наделенный чудесными, сказочными, эпическими свойствами, и как герой-предводитель своего народа в борьбе с иноплеменными князьями, и как исторический деятель.

Прототипами эпических героев могут быть и лица, не совершавшие великих дел, но сыгравшие определенную роль в истории своего народа. Они укрепляет народный дух, вселяет в них надежду на счастливое продолжение жизни, вдохновляет их на борьбу с иноземными завоевателями. Возможно, мифологизация человека по имени Тюштя  является типичным процессом превращения конкретной личности в архетип. В таком случае реальные исторические черты сохраняет не сам исторический персонаж, а скорее такие второстепенные обстоятельства, как внешние условия, обычаи и т.д. Архетипом становится не только сам герой, но и его поступки, принимающие вполне архетипический характер. В народной памяти на века сохраняется не реальный человек, а его архетипический образ и, став архетипом, он часто оказывается более содержательным и романтичным. Объясняется это тем, что общественной психологии нужен не обычный человек, а именно герой, способный выполнить ожидаемое. От него ждут чудес и ему самому необходимо быть сакральным, чудесным. В этом плане Тюштя отвечает многим предъявляемым для героя требованиям. Он изображается обладателем магической силы, позволяющей управлять стихией природы, наделяется чудесными умениями, характерными для героев сказок и эпоса.

Он является поборником справедливости. Будучи инязором, Тюштя устанавливает строгий порядок, при котором люди друг другу  не могут причинить зла, обиды. Даже за  мелкие  провинности  он сурово наказывает виновников,  и народ поддерживает установленные им требования.

Несомненно, герой подобный Тюште есть великий архетип и психологическое воплощение идеи духовного центра. Он выступает в качестве средоточия духовной жизни и связующего звена в мироздании, носителем соответствующей идеи; осуществляет связь с творцом сущего, с природой; представляет собой стержень, по которому движется познание человеком самого себя. Герой сосредоточение огромной энергии и это тоже является доказательством того, что он центр.

 

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ